RSS

Комментарии

«Прадедом» современных визиток считается игральная карта с написанным на одной из сторон именем визитера

Европейский аналог китайских дощечек появился лишь в 17 веке. Это по-прежнему были штучные, эксклюзивные изделия. Но теперь для их изготовления использовали не только дерево, но и плотную бумагу, картон. Расцвет пришелся на время правления Людовика XIV.

Создавались визитки не только обычными мастерами, но и известными живописцами. Среди них Бенуа и Бакст. Появляются конверты для рассылки визитных карточек.

В конце 19 – начале 20 века визитки начали оформляться особенно изящно. Появились портреты и гравюры, различные узоры и орнаменты. Дизайн выходит на первый план.

В музеях можно увидеть множество интереснейших примеров таких карточек, на которых мастера рисовали заказчиков. Разумеется, это всё еще были штучные образцы.

В эпоху Чуньцю (770–476 гг. до н.э.) и Чжаньго (475–221 гг. до н.э.) в Древнем Китае произошел стремительный культурный подъем. Именно в это время зафиксировано появление карточек, подобных современным визиткам. Судя по описаниям, это были особые тонкие дощечки для письма, изготовленные из бамбука или дерева, на одной из сторон которых вертикально наносились иероглифы. Позднее, в III веке до н.э. наиболее распространенным материалом для письма стал шелк. В тексте, написанном на такой дощечке или материи, указывалось лицо, подающее прошение или делающее визит, а также кратко излагалась просьба или тема визита. Такие «визитные карточки» изготавливались каллиграфами индивидуально к каждому случаю, а потому не могли быть универсальными. К тому же изготовителям нужно было платить приличные деньги, что могли позволить себе лишь немногие.

Более похожие на современные визитные карточки появились во Франции в середине XVII века во времена Людовика XIV. Именно роскошь двора «короля-солнца» послужила толчком для введения в этикет карточек для визита (carte de visite). Положение визитных карточек, как штучного товара, не особенно изменилось по сравнению с их древнекитайскими «родственницами». Карточками продолжали пользоваться только представители высшего света, и широкого распространения они не получили в основном из-за своей дороговизны. Правда, справедливости ради, нужно сказать, что это был благоприятный период в истории визитки: в оформлении карточек принимали участие художники, изготавливались они вручную, каждая была уникальна. Из довольно заурядных картонок они превращались в подлинные шедевры графического искусства и являлись прекрасным дополнением к лоску, титулам и званиям своих владельцев, их положению в обществе.

Со временем положение визитной карточки изменилось. Как и следовало ожидать, она, наконец-то, получила более массовое распространение, Своеобразный «визиточный» бум достаточно просто объяснить, если посмотреть на реальную жизнь России того периода. В начале XIX века в обществе стали популярны визиты — утренние посещения родственников, знакомых и сослуживцев. Примерно со второй половины века они становятся обычаем. Визитки становятся неотъемлемым атрибутом таких встреч. Хотя лица низших сословий при визитах пользовались не визитками, а общими визитными листами. И это опять же указывает на тот факт, что визитки еще не стали общедоступными, хотя и расширили «зону влияния». В качестве иллюстрации можно привести пример из рассказа А.П. Чехова «Раз в год» (1884), где престарелая баронесса вот как говорит о купцах — «…для этих господ положены в передней лист бумаги и перо. Каждый сверчок знай свой шесток. Пусть распишутся и уедут…». Для мелких чиновников такие листы находились в подъезде начальника рядом со швейцаром, и подчиненные поздравляли его с праздниками (Рождеством Христовым, Пасхой, семейными торжествами), оставляя собственноручную запись на визитном листе, в которой указывали свою фамилию.

Положение визиток нашло отражение в энциклопедии Брокгауза и Эфрона, в которой авторы пишут о визитных карточках буквально следующее: «для представления во время визитов и пересылки подарков». Не менее известный Владимир Даль относит понятие о визитной карточке к теме «визит», тем самым, подчеркивая ее исконное и основное предназначение. Свое возросшее значение визитки утвердили даже в литературе, наконец-то, о них не только говорили, но и писали. Вспоминается опять же А.П. Чехов и его рассказ «Ненужная победа» (1882), где так говорилось о карточке репортера — «Его визитная карточка давала ему бесплатный вход во все подобные места, желающие, чтоб об их скандалах печатались рапортички … Скандал описанный в «Фигаро» – лучшая реклама».

Таким образом, визитные карточки стали неотъемлемой частью этикета. Правила их употребления были не менее сложны, чем правила пользования столовыми приборами. Визитные карточки дополнили ряд таких понятий, как, например, титул и чин.

Возрастающая роль буржуазии в обществе способствовала выходу визитной карточки, что называется в «люди», а точнее в люди деловые. И происходит это в Европе и Америке, где визитная карточка продолжает свое «триумфальное» шествие. Недаром английское (или американское) название предмета — business card — в дословном переводе означает «деловая карточка», в отличие от французского — carte de visite — «карточка для визитов». Визитные карточки начала ХХ века интересны и своеобразны. Они резко отличаются от современных образцов. Все-таки в то время основная функция визитной карточки — это церемониальность, а на втором месте — их деловой аспект. Интересно, что особенно вычурны дамские визитные карточки. Не случайно, почти все они богато украшены орнаментальным тиснением или резьбой. Строгая форма карточек слегка изменяется фигурным краем опять же для украшения. Для дам визитная карточка — это часть этикета. Визитные карточки джентльменов более строги, они настроены на деловой лад.

Правила оформления визиток

Как правило, визитная карточка — это прямоугольный кусок белого полуплотного картона хорошего качества, на котором типографским способом четко и красиво отпечатаны ваши фамилия, имя и (как правило) отчество наряду с другими сведениями, которые вы хотите о себе сообщить. Четких правил в отношении размеров визитных карточек нет, но обычно у мужчин они могут быть несколько больше, чем у женщин — скажем, 90 х 50 мм и 80 х 40 мм. Визитная карточка молодой девушки может быть еще меньше — как правило, 70 х 35 мм. Следует подумать о том, чтобы и ваша карточка имела стандартный размер, и ее не пришлось подгибать или подрезать.

Общие требования к шрифту визитных карточек заключаются в том, что он должен быть легко читаем.Имя, как правило, выделяется легко читаемым полужирным шрифтом немного большего размера. Не рекомендуется использовать сложные готические или декоративные шрифты. Будьте осторожны с использованием курсивного начертания шрифтов, особенно, если у вас редкая или труднопроизносимая фамилия или же речь идет о карточке на иностранном языке.

Как правило, визитная карточка должна иметь черный текст на белом фоне, напечатанный поперек карточки без каких-либо рамок или завитушек. В последнее время типографии предлагают широкую гамму цветных карточек, карточек на пластмассе или даже на коже, но нормы строгого этикета не рекомендуют далеко отходить от черно-белой гаммы. Предпочтительней сосредоточиться на выборе отменного качества бумаги, которая может быть слегка тонирована, иметь сатинированную поверхность. Старайтесь избегать и глянцевой поверхности карточек. Цветные и необычные карточки пока остаются уделом художников, типографов, а также коммивояжеров, работников служб сервиса и рекламных агентов.

Во многих двуязычных странах широко применяются двусторонние карточки — с текстом на другом языке на оборотной стороне. Если придерживаться строгих протокольных норм, то это не совсем верно. Ведь оборотная сторона предназначена для того, чтобы на ней можно было бы сделать какие-то записи. Если у вас есть возможность, постарайтесь заказать отдельные карточки на русском и иностранном языках. Но, тем не менее, двусторонние карточки вполне допустимы — главное соблюсти правила написания карточек на иностранном языке. 

Если на визитке есть логотип, его цвета должны быть соблюдены идеально. То же самое относится к выбору шрифтов и общему стилевому оформлению. Различающиеся логотипы у разных ее сотрудников или на разных визитках одного человека, отпечатанные через некоторый промежуток во времени, явно не послужат укреплению имиджа предприятия.